• Мининстерство транспорта РФ
  • Официальный сайт Мэра Москвы
  • Правительство Московкой области
Москва
+7°C



Вернуться назад

Государственный транспортный контракт – организационно-правовые и экономические аспекты

Ю.В. Елизарьев, Советник Министра транспорта Российской Федерации, y.elizarev@gmail.com

А.К.Анжелину, Начальник Правового департамента
ООО «ИТС Консалтинг», anzhelinu@itscase.ru

Государственный транспортный контракт представляет собой  долгосрочный договор между государством и перевозчиком на выполнение межрегиональных пассажирских перевозок в соответствии со стандартом транспортного обслуживания населения на определенной маршрутной сети на существенных условиях, определенных государственным транспортным контрактом.

Государственный транспортный контракт заключается для целей реализации модели долгосрочного субсидирования межрегиональных пассажирских перевозок, предусмотренной проектом Концепции долгосрочного субсидирования межрегиональных пассажирских перевозок (далее – Концепция). В соответствии с Концепцией государственный транспортный контракт заключается с перевозчиком-получателем субсидии. Указанный перевозчик определяется путем проведения конкурса.  

С целью закрепления взаимных обязательств по осуществлению транспортного обслуживания населения в соответствии с государственным транспортным контрактом и финансовому обеспечению данных перевозок между государством и перевозчиком, победившем в конкурсе, заключается государственный транспортный контракт, представляющий собой долгосрочный договор на выполнение перевозок пассажиров на определенной маршрутной сети с уровнем качества, определенным стандартом транспортного обслуживания населения, на определенных контрактом условиях.

Стандарт транспортного обслуживания населения представляет собой набор установленных государством требований к транспортной услуге, обязательных для всех перевозчиков.

В соответствии государственным транспортным контрактом  перевозчик обязуется осуществлять в период действия контракта перевозки пассажиров в размерах и с установленной периодичностью движения, в соответствии с уровнем качества, не ниже утвержденного стандарта транспортного обслуживания, и по тарифам, не выше установленных государственным транспортным контрактом, а государство обязуется предоставлять субсидии указанному перевозчику.

В целях обеспечения долгосрочности, предсказуемости и надежности в планировании перевозочной деятельности и повышения привлекательности перевозчика для привлечения финансирования, государственный транспортный контракт заключается на срок 10 лет.

Ценой государственного транспортного контракта является размер субсидий, необходимый для организации транспортного обслуживания населения на маршрутах государственного транспортного контракта, определяемый на весь срок его действия.

В целях оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности субсидирования межрегиональных пассажирских перевозок, конкурс предполагается путем  двухшагового отбора.

Принять участие в конкурсе смогут все перевозчики всех видов транспорта, готовые обеспечить условия государственного транспортного контракта по лоту.

Первым шагом конкурса на основе межрегионального транспортного баланса из числа видов транспорта, способных обеспечить выполнение стандарта транспортного обслуживания населения, для конкретного лота субсидируемых маршрутов  межрегиональных пассажирских перевозок, будет выбран оптимальный  вид транспорта по критерию наименьшей потребности в субсидиях на организацию  перевозок на данном лоте.

Вторым шагом по результатам конкурса выбирается перевозчик, предложивший наилучшие условия выполнения государственного транспортного контракта.

Начальные условия конкурса по лоту формируются организатором конкурса исходя из определенной величины потребности в субсидиях оптимального вида  транспорта для рассматриваемого лота.

Победитель конкурса определяется на основе заявок перевозчиков, в которых они обязаны подтвердить способность обеспечить уровень транспортного обслуживания населения на маршруте в заданных государственным транспортным контрактом объемах и с качеством, соответствующим установленному стандарту транспортного обслуживания населения, а также предложить наилучшие условия реализации государственного транспортного контракта.

Основным критерием выбора победителя является размер необходимых субсидий. При равенстве конкурсных предложений по потребным субсидиям последовательно в указанном порядке приоритетности учитываются предложения конкурсантов по регулярности назначений, вместимости транспортных средств, суммарной продолжительности поездки и качеству сервиса (дополнительные услуги или условия по сравнению со стандартом транспортного обслуживания населения).

В случае если существует единственный перевозчик, имеющий технологическую и организационную возможность осуществления межрегиональных пассажирских перевозок на определенном маршруте (лоте маршрутов), то возможно заключение государственного транспортного контракта без проведения конкурса после заключения Минтранса России о признании данного перевозчика единственным для данного маршрута (лота маршрутов).

Перевозчик, победивший в конкурсе, будет являться единственным получателем субсидий при осуществлении перевозок по маршрутам, входящим в данный лот государственного транспортного контракта. Остальные перевозчики в период действия государственного транспортного контракта могут также осуществлять транспортное обслуживание населения на маршруте, исходя из коммерческой целесообразности данных перевозок без предоставления субсидий.

В целях минимизации рисков, связанных с изменением социально-экономических параметров, структуры и динамики рынка пассажирских перевозок, государственный транспортный контракт предусматривает  возможность пересмотра существенных условий по прошествии пяти лет с начала его  действия, в том числе, расторжения контракта, в случае признания его реализации экономически нецелесообразной без штрафных санкций для какой-либо из сторон, при условии соблюдения сторонами в течение указанного срока всех условий, предусмотренных государственным транспортным контрактом.

В целях обеспечения непрерывности транспортного обслуживания населения  государственный транспортный контракт содержит обязанность перевозчика осуществлять перевозки на условиях государственного транспортного контракта, действовавших на момент его окончания, в течение 3 лет после окончания срока его действия, если ни один другой перевозчик не победил в очередном конкурсе по данному лоту государственного транспортного контракта.