Вернуться назад

Проблемы гармонизации системы пассажирской логистики в крупных агломерациях

Елизарьев Михаил Юрьевич, к.э.н., начальник проектной группы ООО “ИТС Консалтинг”, ст. преп. Института экономики и финансов МГУПС (МИИТ)

e-mail: m.elizarev@itscase.ru

 

Современные города зависят от эффективной транспортной системы, которая обеспечивает связь различных зон агломерации, способствует развитию различных городских подсистем. При этом транспорт сам по себе является только частью системы пассажирской логистики, которая включает в себя ряд других важнейших подсистем, связанных с обработкой пассажиропотоков.

Развитие системы общественного транспорта возможно только в составе более крупной системы пассажирской логистики. Пассажирская логистика является основной связывающей подсистемой для любого крупного города; она обеспечивает беспрепятственное распределение пассажиропотоков и полное удовлетворение права жителей на свободу перемещения, закрепленное в Конституции Российской Федерации.

Систему пассажирской логистики можно определить как сложную саморазвивающуюся систему, обеспечивающую формирование, обработку, перемещение и распределение пассажиропотоков в пространстве и времени.

Элементы и функции системы пассажирской логистики

Выявление проблем и направлений развития системы пассажирской логистики возможно при условии строгого определения ее функций и основных подсистем.

Основными функциями системы пассажирской логистики в крупной агломерации являются:

перевозка - означает транспортировку пассажиров между различными зонами агломерации и действия, связанные с такой перевозкой;

пассажирское транспортное обслуживание - это сервисы, которые предоставляются пассажиру. Сюда входят коммерческое обслуживание (продажа, проверка билетов), различные взаимодействия с сотрудниками компаний-перевозчиков, а также широкий спектр товаров и услуг, которые предлагаются пассажирам в процессе взаимодействия с системой пассажирской логистики;

одна из важнейших функций - распределительная функция, которая означает, что система пассажирской логистики позволяет перераспределять трудовые ресурсы между различными зонами агломерации; а также перераспределять нагрузки спроса между предприятиями обслуживания и торговли этих зон, обеспечивать высокую зонную специализацию, и тем самым значительно повышать экономическую эффективность функционирования крупнейших центров расселения.

управление спросом и предложением - одна из важных функций, которая позволяет системе логистике обеспечивать равномерную нагрузку на различные ее компоненты;

мультимодальное взаимодействие в широком смысле - это взаимодействие различных подсистем системы пассажирской логистики на транспортно-пересадочных узлах. Эта функция позволяет увязывать отдельные части перевозочного процесса в единую сбалансированную систему, и обеспечивать плавное перемещение пассажиропотоков между точками их формирования и притяжения.

наконец, функция информационного обеспечения означает, что система пассажирской логистики позволяет всем жителям получать достаточный объем информации о возможностях совершения поездки, характеристиках и качестве предоставляемых услуг, времени поездки и других параметрах транспортной услуги.

Таким образом, в составе системы пассажирской логистики можно выделить следующие элементы.

перевозочная деятельность, участниками которой являются пассажиры, перевозчики и оператор инфраструктуры;

объекты пассажирской логистики - это транспортно-пересадочные узлы, вокзалы, крупные терминалы, на которых происходит пересадка, обслуживание и перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. Кроме того, объекты пассажирской логистики являются важным источником монетизации транспортной деятельности, поскольку могут обеспечивать создание большого объема коммерческих площадей, с высокой привлекательностью для бизнеса за счет высокой интенсивности пешеходных пассажиропотоков.

регулирование и управление функционированием системы пассажирской логистики: регуляторы всех уровней отвечают за создание правил игры в этой системе и за регулирование процессов и полномочий отдельных ее участников;

наконец, важным элементом системы пассажирской логистики являются всевозможные информационные системы, которые отвечают за информационную логистику и за распределение информации между субъектами пассажирской транспортной системы, то есть между перевозчиками и пассажирами, обеспечивая равные возможности для тех и других - на получение качественного транспортного обслуживания, и на реализацию качественных транспортных услуг и получение приемлемого вознаграждения за оказания таких услуг.

Направления гармонизации пассажирской логистики

Во многих российских агломерациях пригородно-городской транспорт испытывает проблемы, связанные с фактическим отсутствием системы управления этим комплексом в России, противоречиями между  регуляторами различных уровней, отсутствием бюджетных механизмов поддержки общественного транспорта и, что более важно, отсутствием единой политики в области общественного транспорта.

Фактически, за последние 30 лет пригородные перевозки управлялись и развивались - за редким исключением - сугубо реактивно, при этом развитие сектора жилищного строительства высокими темпами продолжается уже больше полутора десятков лет. Городская среда развивается без учёта эффективности организации  жилых и промышленных зон и потенциальных проблем транспортного развития. Продолжение такого развития и приводит к транспортному коллапсу на головных участках магистралей в городах-миллионниках, и к необходимости поддерживать крайне дорогостоящие социально-необходимые маршруты в малонаселённые и фактически умирающие города и посёлки, не имеющие собственного устойчивого вектора роста. Итогом являются одновременно низкая эффективность системы общественного транспорта и низкое качество сервиса, который он предлагает.

Одной из ключевых задач развития современных агломераций, таким образом, является трансформация разрозненных элементов в гармонизированную систему пассажирской логистики. Отдельные элементы такой системы функционируют в тесном и отлаженном взаимодействии, а ее совокупные характеристики соответствуют потребностям развития агломерации, обеспечивая ее устойчивый и целенаправленный рост.

Основными направлениями гармонизации системы пассажирской логистики являются:

гармонизация технологических процессов и производственных мощностей: отдельные элементы системы пассажирской логистики (перевозчики, ТПУ, информационные системы) функционируют во взаимодействии, их процессы унифицированы, а обеспеченность производственными мощностями такова, что нигде в системе не возникает "узких мест". Важным элементом технологической гармонизации является также единая система взимания платы за проезд и прозрачная система взаиморасчетов между участниками;

прозрачность и устойчивое регулирование: устойчивые нормы и правила, регулирующие доступ на рынок и поведение агентов, распределение внешних выгод и издержек между агентами пропорционально их вкладу в создание эффектов, а также недискриминационный доступ любого, кто готов эти нормы и правила соблюдать, на транспортный рынок - необходимое условие создание гармоничной системы пассажирской логистики;

информационная интеграция: создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное распределение информации между всеми субъектами системы пассажирской логистики, включая своевременное полное и эффективное информирование пассажиров о доступных им транспортных услугах, отменах и изменениях в графиках движения, наиболее эффективных маршрутах и альтернативных возможностях поездки; мониторинг состояния и информационное взаимодействие перевозчиков и регуляторов.

унификация качества и характеристик транспортной услуги: транспортные услуги должны отвечать общим требованиям единого для всех перевозчиков и операторов логистической инфраструктуры стандарту качества. Немаловажным является также и унификация визуального оформления транспортной среды, "билетных меню", форматов расписаний и других информационных материалов для пассажиров;

гармонизация роста и развития: стратегии развития отдельных элементов и системы пассажирской логистики в целом должны строиться иерархически, с учетом взаимосвязей и планов развития всех элементов; они должны учитывать также планы более высокого уровня - положения стратегии социально-экономического развития региона (агломерации или субъекта Российской Федерации).

Достижение целевого состояния по указанным выше направлениям является критически важным для формирования эффективной городской среды - среды, удобной для жителей, обеспечивающей доступ всех групп населения к местам приложения труда, услугам социально-культурного сервиса, системе здравоохранения, объектам культурно-исторического наследия.

Проблемы гармонизации системы пассажирской логистики

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость процесса гармонизации пассажирской логистики, её возможности ограничены вследствие ряда системных проблем Система пассажирской логистики в процессе своего функционирования создаёт широкий спектр внешних эффектов. Эти внешние эффекты носят как положительный, так и отрицательный характер, причём оценить их бывает достаточно сложно. Если отрицательные внешние эффекты часто регулируются (в частности, экологические), то положительные эффекты (связанные, например, с повышением капитализации территорий или с общим повышением экономического благосостояния населения) при инвестиционных расчётах и оценке эффективности функционирования транспортной системы зачастую игнорируются. Зачастую отсутствие единой и прозрачной системы учёта этих эффектов значительно искажает оценки экономической эффективности инвестиций и, как следствие, приводит к искажениям и в распределении инвестиций.

Система пассажирской логистики в значительной мере является общественным благом. Это означает, что доступ к ней имеет практически всё население, и исключить отдельных потребителей (например, не оплативших проезд) является хоть и возможным, но весьма затруднительным. Отсюда возникает одна из самых крупных проблем транспорта - безбилетные пассажиры, доля которых во многих случаях достигает 50% и выше. Это не только значительно снижает коммерческую эффективность деятельности перевозчиков, но и ограничивает возможности эффективного и выгодного для общества тарифного регулирования и адресных мер господдержки.

Система пассажирской логистики сталкивается с большим числом проблем сугубо институционального характера, связанных, с одной стороны, с высокой зарегулированностью многих сфер предпринимательской деятельности, а с другой - отсутствием многих норм и порядков, которые должны обеспечивать нормальное функционирование и гармоничное развитие этой системы.

В частности, практически полностью отсутствует нормативная база, позволяющая регулировать развитие системы пассажирской логистики в комплексе. Соответственно, деятельность компаний и организаций в разных подсистемах пассажирской логистики регламентируется различным нормами и правилами, которые часто противоречат друг другу.

Кроме того,  отсутствие единых механизмов стандартизации и сертификации деятельности в области пассажирской логистики не позволяет  упорядочить деятельность перевозчиков и организаций пассажирского сервиса.

Неэффективно на сегодняшний день (по крайней мере, в ряде регионов) работает механизм регионального транспортного заказа на пригородно-городские пассажирские перевозки. Подтверждением этого стали затруднения в организации пригородного обслуживания железнодорожным транспортом, с которым субъекты столкнулись в начале 2015 года.

Отсутствие механизма взаимодействия бюджетов при финансировании транспортной деятельности создаёт проблемы с организацией межмуниципальных перевозок, а также перевозок между несколькими субъектами, являющимися по своей природе и характеристикам пригородными.

Ещё одним источником существенных затруднений в развитии и функционировании системы пассажирской логистики является высокая неравномерность спроса на услуги системы пассажирской логистики. В крупных агломерациях она особо заметна из-за высокой зонной специализации территорий. В таких условиях затруднительным является создание такой логистической системы, которая бы могла бы функционировать без узких мест и больших запасов мощностей (т.е., фактически, в полном соответствии с философией бережливого производства). Пиковые перегрузки и низкий спрос в непиковые часы (не только на транспорте, но и на пересадочных узлах, в сопутствующих и дополнительных бизнесах) создают высокие условно-постоянные затраты при относительно низкой экономической эффективности бизнеса.

Указанная проблема порождает и ещё одну особенность функционирования системы пассажирской логистики, значительно ограничивающей возможности её развития - устойчиво-положительный эффект масштаба, связанный с высокой долей условно-постоянных расходов, что при условии неравномерного спроса негативно влияет на величину как народнохозяйственной себестоимости перевозочной деятельности, так и на расходы компаний из рассматриваемого сектора.

Заключение. Проведённый на базе ряда российских кейсов анализ показывает, что необходимость преобразований и стандартизации в этой сфере назрела давно. Бессистемный подход, при котором регуляторы, руководствуясь, зачастую, интуицией или политическими инициативами, определяют направление развития транспорта, не обеспечивает потребностей роста городских экономик.

В этой связи, одним из важнейших приоритетов для руководств регионов и сити-менеджеров должно стать создание сбалансированной и устойчивой системы транспортно-логистического планирования, мониторинга и оперативного управления транспортным комплексом, ориентированной на комплексное решение транспортных проблем и интеграции отдельных элементов в гармоничную систему пассажирской логистики, отвечающую как актуальным, так и перспективным потребностям развития агломераций.











Нам доверяют: