Возврат к списку

Повышение производительности труда в ОАО «РЖД» достигается за счёт внедрения новых технологий и организации работы

С начала года производительность труда работников РЖД, занятых на перевозочных видах деятельности, выросла более чем на 10% к уровню 2016-го. Этого удалось добиться не только за счёт роста объёмов перевозок и грузооборота (на 3,6% и 7% соответственно), но и за счёт внедрения новых технологий и оптимизации деятельности структурных подразделений холдинга.

Высоких результатов по этому показателю компания добивается уже на протяжении нескольких лет. Как сообщили в Департаменте по организации, оплате и мотивации труда, с 2011 по 2016 год производительность труда в ОАО «РЖД» выросла на 33%. В то же время, по данным Минэкономразвития, за этот же период в среднем по России она поднялась только на 4%. По прогнозу того же министерства, в этом году общероссийский рост этого показателя составит всего 1,9%.
Напомним, задачу по повышению производительности труда в 2018 году в 1,5 раза по сравнению с 2011-м пять лет назад поставил президент России перед правительством.

Чтобы добиться максимального эффекта, в центральном аппарате холдинга и во всех филиалах действуют рабочие группы, которыми руководят главные инженеры. Они работают, в частности, по таким направлениям, как перевод машинистов, в том числе специального самоходного подвижного состава (ССПС), на работу без помощников, внедрение новых технологий.

Как рассказал «Гудку» начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда Владимир Никитин, при возрастающих объёмах перевозок удалось снизить потребность в численности работников. По его словам, высвобождение людей происходит планово, в зависимости от того, насколько эффективно инвестируются средства в развитие и модернизацию основных фондов, а также внедряются инновационные технологии. Например, как рассказали в Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути, реализация ряда проектов позволила сэкономить 12,8 млн руб. и высвободить 24 человека. «Всех их перевели на другие работы», – отметили в дирекции. К примеру, реализация проекта «Использование «тележки» для одиночной смены плетей» исключила операцию «замена рельсовых плетей портальными кранами», что дало условное высвобождение шести человек. Их перевели на смежные виды работ – разбалчивание и сбалчивание.

В повышении производительности труда немалую роль играет и внедрение нового оборудования. Как рассказал начальник службы организации и оплаты труда Куйбышевской дирекции инфраструктуры Владимир Николаев, современное диагностическое оборудование позволяет мониторить состояние инфраструктуры и фиксировать предотказное состояние устройств СЦБ. Работники дистанций СЦБ реже выходят на обслуживание устройств и аппаратуры.

Хорошие результаты даёт перевод машинистов на работу в одно лицо. Как рассказал начальник Северо-Кавказской дирекции тяги Виталий Димитрюха, за шесть месяцев без помощников на такую работу перешёл 161 машинист. «Высвобождённых помощников перевели в другой вид движения или тяги», – пояснил он. На работу в одно лицо переводят и сотрудников Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава. Определённый эффект ожидается от внедрения такой технологии в Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Так, по словам начальника технического отдела дирекции Максима Сизоненко, планируется, что до конца года без помощников будут работать восемь машинистов ССПС. «Ожидаем поступления систем контроля бодрствования машиниста, чтобы приступить к практическим действиям. Также кандидатам предстоит пройти обучение», – уточнил он.

Росту производительности труда способствуют и структурные изменения инфраструктурного комплекса сети. На смену дистанциям пути и СЦБ приходят дистанции инфраструктуры, в которых одновременно задействуют работников службы пути и СЦБ. Дистанции инфраструктуры работают по новой технологии. Ранее один объект сначала обслуживали путейцы, а потом им на смену приезжали эсцебисты.

Теперь на один объект одновременно выезжают монтёры пути и механики СЦБ. А если учесть, что многих на линию доставляют автотранспортом и так же вывозят оттуда, то работа по новой технологии сокращает непроизводительные потери. К тому же общая численность дистанций инфраструктуры меньше. Высвободившихся работников стараются трудоустроить. Как рассказал заместитель начальника службы управления персоналом Приволжской дирекции инфраструктуры Андрей Кислицын, при упразднении Качалинской и Палласовской дистанций пути и образовании Палласовской дистанции инфраструктуры инженерно-техническому персоналу, попавшему под сокращение, предложили места в других подразделениях дирекции. «Большая часть – девять человек – из Качалинской дистанции согласилась. Так, бывший начальник производственно-технического отдела дистанции Сергей Кисилёв перешёл в Волгодонскую дистанцию пути на должность инженера-технолога. Остальные семь человек выразили желание уволиться по сокращению. А работники Палласовской дистанции пути полностью трудоустроены», – пояснил он. Всего на сети создадут 29 дистанций инфраструктуры вместо 61 дистанции пути и 16 дистанций СЦБ.

Помимо прочего, в компании проводится работа, направленная на то, чтобы производительность труда оценивалась максимально объективно. Так, в этом году внесены изменения в порядок учёта усреднённой для всей сети работы для расчёта себестоимости перевозок и производительности труда, который не менялся с 2010 года. Теперь в эту работу включён не только пассажирооборот и грузо­оборот с учётом пробега порожних вагонов, но и тонно-километры, выполненные при подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования локомотивом перевозчика.

Как сообщили в Департаменте по организации, оплате и мотивации труда, повысить производительность труда удалось преимущественно за счёт роста объёма грузовых и паcсажирских перевозок, а также за счёт оптимизации численности персонала. По данным на вчерашние сутки, производительность труда в компании с начала года выросла на 10,2%.

Игнат Вьюгин.
















Нам доверяют: