Возврат к списку

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ВОКЗАЛА

Эффективное регулирование пассажиропотока возможно с помощью современных IT-решений.

Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» совместно с компанией «ИТС Консалтинг» реализовала проект по имитационному моделированию пассажиропотока на вокзалах, куда приедут футбольные болельщики.

Имитационное моделирование позволяет строить виртуальные модели, описывающие процессы так, как если бы они проходили в действительности. Можно заранее спрогнозировать работу вокзала и ответить на вопрос: «Что будет, если?..» 

Алгоритмы программы дают возможность внутри модели регулировать поток пассажиров, изменять планировочное решение или вносить корректировки в расписание поездов. Данная технология направлена на повышение эффективности принятия персоналом вокзала управленческих решений. 

При разработке имитационных моделей используются планировочные решения, технологические алгоритмы и параметры нагрузок, то есть количество пассажиров с учётом графика прибытия и отправления поездов. Увеличение пассажиропотока закономерно приводит к увеличению нагрузки на турникеты, кассы, особенно в часы пик, и, как следствие, запроектированная пропускная способность вокзала может оказаться недостаточной для обслуживания перспективного пассажиропотока. 

Необходимость применения высоких технологий, а именно имитационного моделирования в период проведения чемпионата Мира по футболу связана в первую очередь со значительным ростом пассажиропотока на вокзалах в июне-июле 2018 года. В преддверии мероприятия Дирекцией железнодорожных вокзалов был проведён открытый конкурс на разработку имитационных моделей 31 вокзала в 11 городах, которые примут матчи Чемпионата мира. По результатам моделирования для каждого вокзала, с учётом индивидуальных особенностей сооружений, объёма и направления пассажиропотока, был разработан комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию действующей вокзальной инфраструктуры и повышение пропускной способности в период проведения массовых мероприятий. 
В виртуальную модель можно заложить различные сценарии, например эвакуацию пассажиров. В таких моделях учитываются характерные особенности поведения людей. Так, например, при обнаружении возгорания люди интуитивно стараются отбежать в противоположную сторону от пламени или на улицу по кратчайшему пути. При этом в эвакуации участвуют только те люди, которые знают о возгорании. 
«Учитывая такие особенности, можно выявить узкие места и определить максимальное время эвакуации людей. В этом смысле модель будет являться не статичной фотографией, а эффективным инструментом для поддержки принятия решений на долгосрочную перспективу», – отметил Алексей Пашкевич. 

Как сообщили «Гудку» в пресс-службе Дирекции железнодорожных вокзалов, с помощью моделирования стало возможно спрогнозировать работу инфраструктуры вокзала в зависимости от количества пассажиров, скорости их перемещения, количества поездов и входного контроля. 

Уже удалось увеличить работоспособность вокзалов при пиковых нагрузках, а также оценить эффективность путей выхода из здания, в том числе при эвакуации пассажиров. «Разработанные в рамках подготовки к чемпионату мира имитационные модели позволили повысить комфорт пребывания пассажиров на вокзалах путём разделения встречных пассажиропотоков, оптимизации траекторий передвижения пассажиров, установки дополнительного досмотрового оборудования таким образом, чтобы люди перестали стоять в очередях и толпиться на входе, – пояснили «Гудку» в пресс-службе ДЖВ. 

По оценке Дирекции железнодорожных вокзалов, благодаря использованию технологии имитационного моделирования были найдены решения, позволяющие увеличить пропускную способность вокзалов. Таким образом, количество пассажиров, которые дополнительно смогут воспользоваться услугами вокзальных комплексов во время чемпионата мира, может вырасти на 30%, и такой значительный рост трафика не станет причиной сбоев или нештатных ситуаций. 

Дирекция железнодорожных вокзалов также вернётся к вопросу внедрения имитационного моделирования при проведении Универсиады 2019 года в Красноярске. 

Бэлла Магомедова.

 
















Нам доверяют: