Возврат к списку

КОМФОРТ ПАССАЖИРОВ ОБСУДИЛИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

В Ульяновске под председательством Президента России Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации.

Открывая заседание, Владимир Путин отметил необходимость стратегического планирования в развитии пассажирских перевозок на ближайшие 10–15 лет с учётом анализа мировых тенденций и современных технологий.

В прошлом году общественный транспорт во всей России перевёз 18,7 млрд человек. То есть каждый житель страны воспользовался им как минимум 127 раз за год. Одна из ключевых тем отрасли – состояние транспортных средств, используемых для пассажирских перевозок, их физический и моральный износ. «Нужно создать стимулы для повсеместного обновления общественного транспорта и найти эффективные механизмы государственной поддержки модернизации транспортного парка, – сказал Владимир Путин. – Предлагаю во всех регионах России внедрить комплексные планы транспортного обслуживания населения, которые позволят более качественно организовать региональное сообщение, расставить приоритеты в развитии отдельных видов транспорта и повысить эффективность бюджетных расходов на эти цели».

Министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул важность разработки комплексного закона о региональных пассажирских перевозках, а также завершения оформления правовых условий для организации перевозок пассажиров на всех видах транспорта.

«Если в отношении автомобильного транспорта у нас соответствующее регулирование было введено законом в 2015 году, то в части железнодорожного транспорта, используемого в пригородном сообщении, взаимоотношения организатора перевозок и перевозчиков до настоящего времени не урегулированы какими-либо нормативными правовыми актами, – отметил министр транспорта РФ. – Не установлена ответственность за организацию транспортного обслуживания населения в субъектах Российской Федерации с учётом комплексности и стандартов перевозок, тарифов и субсидий. Всё это надо увязать в отдельном законопроекте».

По его словам, не урегулирован и вопрос организации транспортного обслуживания в пригородном сообщении на территории смежных субъектов РФ. Следует разграничить между различными органами власти полномочия по организации маршрутов регулярных перевозок, в первую очередь, конечно же, на региональном и муниципальном уровнях. Пора обеспечить и переход на систему долгосрочных договоров в организации регулярных железнодорожных перевозок, чётко определить маршруты и объёмы перевозки пассажиров, а также их качественные характеристики. В связи с этим необходимо скорейшее завершение работы над проектом федерального закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.

Министр транспорта РФ отметил, что не менее значимым является обеспечение полного и своевременного субсидирования выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний. «На федеральном уровне приняты достаточные, исчерпывающие решения: обнулён НДС до 2030 года, введён льготный коэффициент 0,01 платы за инфраструктуру РЖД. В целом меры поддержки ежегодно дают пригородному железнодорожному комплексу порядка 42 млрд руб. только за счёт этих решений. Но есть выпадающие доходы, и на долю субъектов здесь ложится порядка 14 млрд руб. В рамках этого года пока предусмотрена субъектами РФ компенсация только 11 млрд, это около 80% от необходимого уровня», - пояснил Максим Соколов.

Следует учесть и то, что в ближайшие годы предстоит вывести по требованиям технического регламента около 1,5 тыс. вагонов пригородных электричек и нужны средства на замещение их новым современным подвижным составом.

На заседании обсуждались вопросы об источниках финансирования обновления парка автобусов и подвижного состава городского электрического транспорта, о необходимости повсеместного внедрения комплексных региональных систем мониторинга пассажирских перевозок и оплаты проезда без использования наличных средств. Особое внимание было уделено недостаточному развитию в регионах инфраструктуры пассажирского транспорта и нехватке квалифицированных кадров.

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что основные инвестиции вкладываются в транспортную инфраструктуру города и обновление подвижного состава. В результате уже более 70% москвичей пользуются общественным транспортом. Он отметил, что метро и пригородные перевозки в Москве освобождены от НДС, а вот наземный транспорт – нет.

В марте этого года, когда состоялось первое заседание Госсовета по пассажирским перевозкам, была создана специальная рабочая группа, которую возглавил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он представил участникам нынешнего заседания предложения, разработанные на основе международного и российского опыта, а также лучших региональных практик, в основном Москвы и Санкт-Петербурга. Они касались снижения тарифов на электроэнергию для электрического общественного транспорта, обеспечения экологической безопасности и мультимодальности пассажирских перевозок, а также повышения утилизационного сбора, с тем чтобы направить часть поступающих от него средств на обновление транспортных средств во всех видах пассажирских перевозок.

Завершая заседание президиума Госсовета, Владимир Путин подчеркнул необходимость дальнейшей консолидированной работы Правительства РФ с руководителями регионов в решении вопросов пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации, чрезвычайно важных как для страны и её экономики, так и для всех россиян.

Обобщенные экспертами Ассоциации «ЖЕЛДОРРАЗВИТИЕ» предложения участников заседания президиума Госсовета приведены по ссылке. Ассоциация планирует принять участие в реализации решений президиума Госсовета в части развития пригородного и дальнего пассажирского железнодорожного сообщения.

Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета
















Нам доверяют: